Алкоголизм у детей и подростков

Ответы на важные вопросы по теме в статье: "алкоголизм у детей и подростков" с профессиональными комментариями и советами.

Симптомы. Влияние алкоголя на организм ребёнка

Алкоголь, попадая в организм ребенка, быстро разносится кровью и концентрируется в мозге. Даже небольшие дозы спиртного вызывают у детей бурную реакцию, тяжелые симптомы отравления. При систематическом же поступлении алкоголя в детский организм страдает не только нервная система, но и пищеварительный тракт, зрение, сердце. Печень не справляется с алкогольной нагрузкой, и происходит ее перерождение.

Страдают и органы внутренней секреции, прежде всего щитовидная железа, гипофиз, надпочечники. В результате на фоне алкогольной интоксикации у пристрастившихся к спиртным напиткам подростков может развиться сахарный диабет, нарушение половой функции и т. д.

Особо следует сказать об остром алкогольном отравлении у детей. Оно представляет большую опасность для детей, организм которых высокочувствителен к токсическим веществам. Особенно ранимы у них нервная система, головной мозг. Опьянение у детей дошкольного и раннего школьного возраста развивается настолько бурно, что бывает трудно спасти ребенка. Он может погибнуть от одной лишь рюмки водки. Доза 250 граммов водки бывает смертельна и для подростка.

Алкоголь, находящийся в крови, вместе с ней омывает все органы и ткани организма и проникает в них. Концентрация алкоголя в органах и тканях во многом определяется содержанием в них жидкости: чем богаче водой ткань или орган, тем больше содержится в них алкоголя. Большое количество алкоголя, в частности, удерживается в тканях человеческого мозга.

Токсическое воздействие алкоголя прежде всего сказывается на деятельности нервной системы. Если содержание алкоголя в крови принять за 1, то в печени оно будет равно 1,45, а в головном мозге — 1,75. Даже небольшие дозы алкоголя нарушают обмен в нервной ткани, передачу нервных импульсов.

При поступлении в печень алкоголь выступает как растворитель биологических мембран клеток печени, вызывая структурные изменения с накоплением жира и с последующей заменой клеток печени соединительной тканью. В подростковом возрасте алкоголь действует на печень особенно разрушительно, так как этот орган у подростка находится в стадии формирования.

Небезучастны к употреблению алкоголя и быстрорастущие в пубертатном возрасте- легкие. Ведь около 10% принятого алкоголя удаляется из организма через легкие, и, проходя через них, он оставляет после себя патологически измененные клетки.

Чутко реагирует на присутствие алкоголя и сердце растущего человека. Изменяются ритм, частота сердечных сокращений, обменные процессы в мышце сердца. Естественно, что в таких условиях не может быть правильного и полноценного формирования как мышечного, так и нервного аппарата сердца подростка.

Наконец, токсическое воздействие алкоголя сказывается и на крови. Активность лейкоцитов, играющих важную роль в защите организма, снижается, замедляется движение эритроцитов, несущих кислород к тканям, патологически изменяется функция тромбоцитов, имеющих большое значение для свертывания крови.

Таким образом, алкоголь оказывает глубокое пагубное воздействие на растущий организм в период отрочества. Он ослабляет, тормозит и угнетает правильное развитие и созревание всех буквально органов и систем.

Источник: http://studwood.ru/1810273/meditsina/simptomy_vliyanie_alkogolya_organizm_rebyonka

АЛКОГОЛИЗМ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В силу вышесказанного социально-экономический аспект следует рассматривать как ведущий, но не решаю­щий фактор «омоложения» алкоголизма. Другим факто­ром в этом процессе являются органические поражения головного мозга, мозговые инфекции, тяжелые отравле­ния, перенесенные в первые годы жизни, неблагоприят­ные воздействия окружающей среды, криминальная, амо-

ральная, неполная семьи, акцентуации характера, умст­венная отсталость и пограничные формы умственной от­сталости. Как показали результаты опросов среди подро­стков, злоупотребляющих спиртным, такое поведение воспринимается ими как «форма протеста». Для таких мо­лодых людей характерны враждебность и отчуждение по отношению к взрослым и непринятие их взглядов и прин­ципов. Очень часто общение с родителями вызывает у по­дростков сильные стрессы, они не получают поддержки со стороны семьи. Их «алкогольный протест» указывает на отчужденность от семьи и общества. По этой причине зло­употребляющие алкоголем молодые люди оказываются более предрасположенными и к совершению правонару­шений.

Следующим немаловажным фактором приобщения детей и подростков к алкоголю являются специфические особенности поведения, характерные для данного возрас­та, в частности потребность к группированию со сверст­никами из потребности идентификации с ними. Употреб­ление спиртного становится характерным занятием для определенной группы, поэтому подросток, который хочет стать членом такой компании, также начинает пить. Упо­требление алкоголя — это важная часть роли взрослых, ко­торую им так не терпится играть. Это своеобразный ритуа­льный обряд перехода во взрослый мир. Очень часто упо­требление алкоголя подростками является реакцией на ощущение тревоги и одиночества. Алкоголь позволяет им на определенное время освободиться от неуверенности в себе, стеснительности, беспокойства, преодолеть обще­ственные запреты. Как показали исследования, злоупот­ребляющие алкоголем испытывали чувство неудовлетво­ренности собой, отличались безответственностью, незре­лостью представлений о жизни, замкнутостью, ненадеж­ностью, эгоистичностью, недоверчивостью и неприняти­ем общепринятых норм и правил 2000).

Не все молодые люди, иногда позволяющие себе креп­ко выпить, становятся потенциальными алкоголиками. Проблемная ситуация возникает тогда, когда молодой че­ловек начинает выпивать в основном по психологическим причинам, а не просто за компанию или по поводу како­го-либо события. Частое употребление алкоголя с целью расслабиться и снять психологическое напряжение гово­рит о существовании серьезных личностных проблем. Та-

кие подростки плохо контактируют с членами семьи и од­ноклассниками, хуже учатся, более склонны к соверше­нию правонарушений, реже участвуют во внеклассных ме­роприятиях, чаще не ночуют дома. Очень немногие из них пристрастились к алкоголю настолько, что приблизились к опасной черте алкоголизма, но уже сейчас в их поведе­нии видна психологическая неуравновешенность, кото­рая заставляет выражать протест или искать убежища от проблем с помощью спиртного.

Эти и другие обстоятельства составляют важнейшие предпосылки подросткового и юношеского алкоголизма, способствующие более раннему усвоению алкогольных традиций, установок, на фоне которых формируются все психические процессы и личность в целом.

Б. С. Братусь, анализируя динамику психического раз­вития детей, злоупотребляющих спиртным, обратил вни­мание, что дошкольный период не вызывает особых опа­сений у воспитателей: дети подвижны, охотно общаются со сверстниками, их ведущая деятельность соответствует возрасту. Однако иногда отмечается повышенная возбу­димость или истощаемость, несколько изменен и характер их игр: в них больше присутствуют мотивы наказания, элементы жестокости, что, прежде всего можно отнести за счет влияния микросреды. Вследствие семейного неблаго­получия эти дети попадают в группу социально и педаго­гически запущенных, и их подготовка к школе оказывает­ся недостаточной по сравнению с нормой: они менее при­способлены к учебе и школьным требованиям поведения. Их основные отличия от нормы обычно сводятся к тому, что они более утомляемы, более нетерпеливы, возбудимы и раздражительны, не способны к длительному сосредото­чению внимания, к длительным психическим нагрузкам. Оказывается, им трудно учиться, уже к младшему подро­стковому возрасту у них появляются трудности в поведе­нии, они становятся нарушителями спокойствия в классе, больше, чем другие, тянутся к уличным компаниям, име­ют склонность рано приобщаться к алкоголю.

Читайте так же:  Феназепам и алкоголь смертельная доза

По мере усложнения школьной программы таким де­тям становится все труднее усваивать школьную програм­му. Их умственная работоспособность ограничивается 15—25 минутами, вторая половина урока проходит мимо их внимания. Они становятся невнимательными, отвлека­ются, отвечают невпопад. Все это вызывает осуждение,

раздражение учителей, насмешки со стороны сверстников и стойкое негативное отношение к ним. Такому ребенку не под силу бывает самостоятельно справиться с выполне­нием домашнего задания без дополнительной помог взрослых. В неблагополучной семье подобная помощь, как правило, отсутствует. Отсюда раздражение, недовольство родителей и обвинения ребенка в лени, тупости, глу­пости, нередки различные наказания — от лишения ка­ких-либо благ до физического наказания.

В результате важнейшие потребности ребенка этого возраста, тесно связанные с его учебной деятельность» (потребность в одобрении взрослых, окружающих, роди­телей, сверстников, потребность в самоуважении и пр.), начинают ущемляться, фрустрироваться, постепенно создавая глубокий внутренний дискомфорт.

Выходы из этого положения могут быть различными и,: сожалению, далеко не всегда благополучными: иногда такой ребенок становится на время забитым, подобострастным, тихим; иногда, напротив, стремится компенсировать недостатки учебы бравадой, дерзостью, выходками на уроке иногда — ролью постоянного шута в классе; иногда, если позволяют физические силы, — драками и т. п. В исследовании Е. Н. Голубевой, проведенной под руководством Б. С. Братуся, было показано, что уже в раннем детстве и младшем школьном возрасте на операциональном уровне воспринимаются и усваиваются будущими «трудными» детьми разнообразные асоциальные формы поведения, например «выясни отношений» как обязательная драка и т. п.

Наблюдения показывают, что именно с подросткового возраста эти дети начинают злоупотреблять алкоголем. Было бы ошибкой думать, что подросток ввиду своего отя­гощенного психического развития выбирает в качестве предмета новых потребностей собственно алкоголь. Как правило, им выбирается не алкоголь, а компания, группа в которой обязательным элементом общения, времяпровождения является выпивка. Это компания, группа, которую в литературе называют по-разному — уличной, дворе вой, асоциальной и т. п. Эти группы могут быть однородными по возрасту или разнородными, с двумя-тремя старшими заводилами. Чем же привлекают эти группы, почему из широкого спектра предметов, отвечающих потребностному состоянию подростка (часто неосознанным желани-

ям личностного общения, самоутверждения, взрослости и т. п.), выбирают именно алкоголь?

С началом систематического употребления алкоголя у подростков неизбежно возникают конфликты в учебном заведении, на работе, в семье. Однако, как правило, в ис­ториях больных ранним алкоголизмом это противодейст­вие микросреде ограничивалось либо мерами репрессив­ного характера (выговоры, порицания, административное воздействие), либо их «пуганием» последствиями алкого­лизма, пагубными перспективами связи с «дурной компа­нией». Подобные меры, будучи негативными, не могли оградить подростка от «уличной» компании. Эти меры не сочетались с психологически обоснованными запросами подростка социально приемлемого стиля жизни и таких форм деятельности, в которых они могли бы быть успеш-

ными и удовлетворяли их эмоциональные чувства и соци­альные ожидания. Его потребности в личном эмпатийном общении, ощущении собственной значимости, защищен­ности, силы удовлетворялись только в этой девиантной группе. «Уличная» компания, пусть в извращенной фор­ме, но давала им все необходимое. В подобной ситуации сопротивление, а тем более репрессии окружающих взрос­лых лишь увеличивали внутреннюю сплоченность компа­нии, отрезая подростку, или, во всяком случае, крайне за­трудняя, путь возвращения к благополучному детству.

Внешние черты личности подростка, для которого за­труднен возврат в благополучную среду, достаточно по­дробно описаны клиницистами. Они отмечают, что боль­ным ранним алкоголизмом свойственны возбудимость, агрессивность, сексуальные извращения, заостренность характерологических черт, депрессивные реакции, нару­шение социальной адаптации, узость интересов, асоциа­льные тенденции, циничность, эмоциональная холод­ность, утрата привязанности к семье и т. д. Для целей кри­минологического исследования следует особо отметить такие черты подростков-алкоголиков, как подозритель­ность, недоверчивость, повышенная мнительность, нео­боснованная ревность, готовность к болезненной фикса­ции ошибочных утверждений. В мотивационной сфере изменяется содержание потребностей и перестраивается иерархия мотивов. Алкоголь становится ведущим моти­вом поведения. Все перечисленные качества действитель­но приводят к усилению репрессивных мер по отношению к подростку или полному дистанцированию и изоляции его от общества, тем самым провоцируя бродяжничество или раннюю криминализацию.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:


Источник: http://studopedia.ru/11_116299_alkogolizm-u-detey-i-podrostkov.html

Причины и последствия детского алкоголизма

Из приведенной таблицы видно, что приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно проходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста, подросткового и юношеского возраста.

Рассмотрим последовательно каждый из трех периодов.

Первый период

– раннее детство, в котором алкоголизация детей носит неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя в период беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

Об отрицательном влиянии пьянства родителей на потомство знали еще в глубокой древности. Греческая мифология повествует, что богиня Гера родила от опьяневшего Зевса хромого бога Гефеста.

Определенный интерес представляют произведения философов и врачей древности. Так, например, основоположник античной медицины Гиппократ виновниками идиотизма, эпилепсии и других нервно‑психических заболеваний считал родителей, употребляющих алкоголь в день зачатия. В Швейцарии в начале XIX в. были обследованы более 8 тыс. детей‑идиотов, содержащихся в специальных домах‑приютах. Оказалось, что все они зачаты родителями в период свадеб, карнавалов и других празднеств, сопровождающихся потреблением алкоголя.

Накопленные наукой данные показывают, насколько тяжелы последствия потребления спиртного беременной женщиной, так как при этом происходит непосредственный контакт развивающегося плода с алкоголем. Снабжение плода всем необходимым, как известно, идет через плаценту, которая обладает к тому же и защитной функцией; однако способностью задерживать яды, в том числе и этиловый спирт, плацента не обладает. Алкогольное отравление плода, особенно в первые три месяца, когда идет интенсивный процесс закладки внутренних органов и систем, приводит к различным аномалиям развития, иначе говоря, к уродствам: недоразвитию или полному отсутствию рук и ног, сращению пальцев, незаращению твердого неба, дефектам развития половых органов, уменьшению размера головы, уплощению середины лица, короткому разрезу глазной щели и т. д.

Читайте так же:  Лекарство от алкогольной зависимости без ведома больного

Так как плод беззащитен перед алкоголем, он не может предотвратить проникновение алкоголя в головной мозг, в результате чего наблюдается его недоразвитие, водянка или мозговые грыжи. Такие дети если и не погибают в раннем возрасте, то на всю жизнь остаются умственно отсталыми.

Второй период

– дошкольный и младший школьный возраст. В этот период наиболее существенными причинами являются две – педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.

Педагогическая неграмотность родителей проявляется в существующих предрассудках и заблуждениях о целебном действии алкоголя: алкоголь усиливает аппетит, излечивает малокровие, улучшает сон, облегчает прорезывание зубов. Среди родителей бытует представление, что употребление небольших доз спиртного в раннем детстве предотвращает возможность пристрастия к алкоголю в зрелом возрасте. Расплачиваются родители за свою неграмотность алкогольным отравлением детей, которое может даже привести к смертельному исходу.

Алкоголизации детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники, а также устойчивые алкогольные традиции, связанные обычно с торжественными, радостными или печальными событиями. В укоренении алкогольной традиции роковую роль играет воспитание детей в семьях в условиях систематического употребления спиртных напитков с угощением детей. Когда потребление алкоголя в семье не считается злом, приобщение детей к спиртному не вызывает беспокойства.

Восприятие и постепенное усвоение алкогольных обычаев начинается задолго до появления потребности в алкоголе. Обследование детей старшей группы детских садов показало, что они в игре с достаточной точностью копируют внешние атрибуты взрослого застолья с имитацией чоканья бокалами, тостов, качающейся походки гостей. У младших школьников неосознанно начинает формироваться представление об алкоголе, как об особом, обязательном спутнике торжеств и встреч, притягательном символе взрослой жизни.

Биологическими исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.

Третий период

– подростковый и юношеский возраст. В качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка.

Алкоголь как показатель неблагополучия семьи. Нравственно‑эмоциональная сторона семейных отношений – важнейшее условие нравственного развития детей. Характер этих отношений выступает в качестве главного обстоятельства благополучия или неблагополучия семьи, от которого зависит успех или неуспех семейного воспитания.

Выделяют несколько типов семей, в которых ребенок начинает употреблять спиртные напитки чаще, чем в других семьях:

1) конфликтные семьи, когда отношения между членами семьи строятся по типу соперничества, изоляции, невротического дополнения. В таких семьях искажается восприятие близких. Члены семьи приписывают друг другу преимущественно отрицательные качества и намерения. Чтобы добиться каких‑либо уступок, дети начинают злоупотреблять спиртным. Реакция протеста может быть направлена и на зло, и на добро. Протест бывает активным или пассивным. При пассивном протесте, вследствие несправедливого отношения к ребенку со стороны родителей, он замыкается в себе. В случае активного протеста дети могут убегать из дома, воровать вещи, драться;

2) десоциализированные семьи, ведущие аморальный, а в большинстве случаев антисоциальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной запущенностью, неорганизованным бытом. Такая семья активно формирует у детей агрессивно‑оборонительное отношение к внешнему миру, так как все время находится в постоянном конфликте с окружающим ее социумом. В таких семьях отсутствует контроль за ребенком.

У ребенка формируется потребность скрывать алкоголизм своей семьи, переживая внутри свою неполноценность. Эти дети становятся социально изолированными. Ребенок чувствует себя в опасности в своем доме, где должен был бы чувствовать себя более защищенным. Ребенок видит несоответствие между тем, что говорят, и что делается в его семье. Так как в таких семьях очень часты ссоры, у ребенка формируется чувство вины и пониженная самооценка. Дети в алкогольных семьях могут стать жертвами сексуального оскорбления, домогательства или насилия, испытывая долгое время чувство стыда, ненависть, подавленность.

У детей и подростков в неблагополучных семьях, как правило, не развита культура общения. Отсутствие душевной близости с родителями и контактов со сверстниками из благополучных семей, некоммуникабельность приводят к поиску уличной компании, часто неоднородной по возрасту, где подростки имеют реальные возможности для самоутверждения и, прежде всего, через приобщение к алкогольным традициям компании.

Алкоголь как средство самоутверждения . Одна из причин пьянства подростков – усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя в подростковом и юношеском возрасте считается символом мужественности, состоятельности. Внутренняя духовная ограниченность, неумение проявить себя в школьном коллективе обусловливают частое употребление подростками алкоголя ради самоутверждения в уличной группе товарищей. Сама по себе потребность в самоутверждении в подростковом возрасте обычна и понятна. Все дело в средствах самоутверждения. Отсутствие у пьющего подростка навыков полезной деятельности и интереса к ней приводит его к употреблению спиртного как к форме самоутверждения, влекущей за собой пагубные последствия.

Алкоголь как реклама . Привлекательность для подростков спиртных напитков усугубляется популяризацией употребления алкоголя в кино, телевизионных передачах, рекламных роликах и проспектах. Социологи США утверждают, что для подростков, проводящих до 5 часов у телевизора, примеры пьющих кино– и телегероев – наиболее действенная форма вовлечения в пьянство. Ими подсчитано, что в самых популярных программах, идущих в Америке с 20.00. до 23.00 за каждый час показывают в среднем 7 случаев употребления алкогольных напитков. При этом положительные герои прикладываются к рюмке в 5 раз чаще, чем отрицательные[1]. Такая статистика у нас не проводилась. Однако, когда смотришь некоторые сериалы по телевидению, например про «Ментов», то можно удивляться, как работают эти специалисты, если у них выпивка на работе происходит систематически.

Читайте так же:  Похмелье болит голова что делать

«Польза» алкогольных напитков косвенно поддерживается некоторыми зарубежными и отечественными произведениями литературы и кино, где поэтизируется состояние опьянения. В них молодежи навязывается мысль, что в жизни взрослого человека пьяные застолья – дело обыденное и непредосудительное.

Алкоголь как времяпрепровождение . В связи с резким уменьшением числа внешкольных детских и юношеских учреждений, падением престижа деятельности общественных организаций, завышенной платой за всевозможные дополнительные образовательные услуги (обучение музыке, танцам и т.д.) большинство подростков испытывает избыток свободного времени. Объединенные в компании, не занятые полезной деятельностью подростки, как правило, начинают употреблять спиртные напитки. Круг активной социальной жизни ограничивается проблемами и интересами алкогольной компании, в которой иногда можно встретить лиц, ранее судимых, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Новый член такого микроколлектива почти обречен на прохождение обязательной программы, начинающейся с хулиганских действий в состоянии опьянения, а заканчивающейся нередко и серьезными правонарушениями.

Употребление спиртного становится патологически необходимым атрибутом времяпрепровождения, расширяется число поводов и мотивов пьянства. Употребление алкоголя становится чуть ли не основным смыслом жизни.

Алкоголь как компенсация психических отклонений от нормы . Психологической предпосылкой развития алкоголизма у детей часто становятся отклонения от нормы психического здоровья или патологии, затрудняющие социальную адаптацию личности. Независимо от причин появления дефекта (врожденная аномалия, заболевание психики и т. д.) у ребенка нарушаются гармоничные отношения с социумом, формируется неадекватность самооценки. Алкоголь в таких случаях является компенсирующим фактором, позволяющим сгладить имеющуюся дезадаптацию личности ребенка, обеспечить его безболезненное вхождение в группу сверстников, преодолеть скованность и робость, повысить речевую активность, проявить скрытые возможности.

В специальной литературе выделено 4 типа личности ребенка, наиболее предрасположенных к вовлечению в алкоголизацию:

1) дети с завышенной самооценкой, перенявшие у родителей убеждение в своей непогрешимости, находящиеся вне критики;

2) дети с повышенным чувством жестокости и агрессивности;

3) дети, не приспособленные к жизни в силу повышенной опеки со стороны родителей;

4) дети, подверженные депрессиям и паранойе.

Алкоголь как иллюзорная реальность . Некоторые подростки употребляют спиртное, чтобы снять с себя напряжение, освободиться от неприятных переживаний. Напряженное, тревожное состояние реально может возникнуть в связи с отчужденным положением в семье или школьном коллективе. Складывается такой стереотип поведения, когда все жизненные проблемы решаются и порождаются употреблением спиртного.

В наиболее общем виде последствия алкоголя с точки зрения наносимого им вреда можно разделить на четыре группы:

социально‑экономические (преждевременное оставление учебы, резкое понижение производительности труда, увеличение производственного и бытового травматизма, затраты на различные противоалкогольные мероприятия и т. д.);

социально‑психологические (разрыв семейных, школьных, трудовых или иных социально‑положительных связей, духовное и нравственное крушение личности, ухудшение нравственно‑психологического климата микросреды и т. д.);

криминальные (совершение преступлений, вовлечение в преступную деятельность других лиц, создание благоприятных ситуаций, способствующих криминализации и виктимизации, т.е. становление человека жертвой в результате неблагоприятных социальных условий, и т. д.);

физические (наносится вред не только здоровью конкретных людей, злоупотребляющих алкоголем, но и здоровью будущих поколений).

Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков. Опираясь на исследования ученых Научно‑исследовательского института физиологии детей и подростков Российской академии образования, которые провели обследование 1700 подростков в разных регионах страны, можно выделить уровни вовлеченности старшеклассников в процесс алкоголизации.

Таких уровней может быть выделено семь. Они приведены в таблице:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8577 —

| 8147 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/8_72251_prichini-i-posledstviya-detskogo-alkogolizma.html

Подростковый алкоголизм

Видео (кликните для воспроизведения).

Подростковый алкоголизм

— алкогольная зависимость, возникающая в подростковом возрасте. Имеет определенные отличия от алкоголизма у взрослых. Наблюдается быстрое развитие влечения и формирование физической зависимости. Из-за недостаточной психической и физической зрелости пациентов подростковый алкоголизм сопровождается быстрым возникновением и прогрессированием тяжелых соматических, психопатологических и интеллектуальных расстройств. Подростковый алкоголизм — серьезная проблема современного общества. Подростковый алкоголизм формируется под влиянием целого ряда биологических и психосоциальных факторов:

— наследственная предрасположенность. Крылатое выражение «Пьяницы рождают пьяниц» все еще продолжает быть актуальным. Дети пьющих родителей отличаются повышенной склонностью к употреблению спиртных напитков;

— искажения системы воспитания в родительской семье;

— влияние ближайшего окружения, социальных установок и стереотипов.

Искажения системы воспитания могут проявляться в виде гиперопеки, чрезмерного контроля, противоречивых или завышенных требований, недостаточного внимания к эмоциональным, интеллектуальным и физическим нуждам ребенка.

Дефекты воспитания усугубляются влиянием сверстников. Подросток испытывает потребность «завоевать» место в группе, повысить свой социальный статус. Определенное влияние на развитие подросткового алкоголизма оказывают обусловленные переходным возрастом неустойчивость самооценки, повышенная чувствительность к стрессам, тревожность и импульсивность. Факторами, непосредственно влияющими на развитие подросткового алкоголизма, являются потребность детей получить удовольствие, уменьшить тревогу и страх, облегчить общение со сверстниками, испытать необычные ощущения и не быть «белой вороной».

Большую роль в приучении подростков к алкоголю оказывают телевидение, реклама и другие средства массовой информации. Обилие алкогольной продукции в продуктовых магазинах и относительная ее дешевизна также подталкивает подростков к употреблению алкоголя. Разнообразные коктейли, которые якобы содержат настоящий ром или джин в смеси с натуральными соками, тоже не безопасны. После двух лет постоянного приема таких малоалкогольных напитков человек настолько привыкает к алкоголю, что без него жить становится уже невозможно.

Видео (кликните для воспроизведения).

Как часто некоторые подростки с гордостью отмечают у своих товарищей повышенную устойчивость к алкоголю, считая, что это связано с физическим здоровьем. А на самом деле повышенная устойчивость к водке — первый признак начинающегося алкоголизма, симптом серьезного заболевания. Для алкоголика что рюмка, что стакан, что бутылка вина — все едино. Уже от рюмки спиртного он приходит в своеобразное состояние эйфории — возбуждения, которое только усиливает его стремление выпить. Потеря контроля за количеством выпитого, непомерная жадность к спиртному и сопровож дающее это неконтролируемое развязное, нередко циничное поведение — стойкие признаки алкоголизма.

Читайте так же:  Азитромицин можно ли пить алкоголь

(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2020 г.

Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89

Источник: http://cgie.62.rospotrebnadzor.ru/info/zdorovii-obraz-jizni/145894/

Алкоголизм у подростков

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

Алкоголь – это внутриклеточный яд, который разрушает жизненно важные органы человека – печень, сердце, мозг. 100 граммов водки убивают 7,5 тысяч клеток головного мозга. 30% всех преступлений совершаются в состоянии опьянения. Пьяница в семье – это горе, особенно детям. Дети алкоголиков в 4 раза чаще других людей заболевают алкоголизмом и наркоманией. Алкоголь особенно вреден для растущего организма и “взрослые” дозы для детей могут стать смертельными или привести к инвалидности.

Алкоголизм у подростков — довольно часто встречающееся явление, которое обычно начинает развиваться в 13-15 лет, реже — в более раннем возрасте (детский алкоголизм). По данным статистики каждый третий младший школьник уже знаком с алкоголем. Почти 40% из них впервые попробовали спиртное в 7 лет, около 5% — в 8 лет, а 15% — еще в дошкольном возрасте; примерно 25% подростков не считают пиво алкогольным напитком, а у наркологов уже давно есть термин «пивной алкоголизм».

Каким образом можно уберечь ребенка от раннего приобщения к алкоголю и развития алкогольной зависимости ?

1. Общение.

Отсутствие общения с мудрыми родителями и педагогами заставляет ребенка обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют ребенку?

2. Внимание.

Умение слушать означает:

— быть внимательным к ребенку;

— выслушивать его точку зрения;

— уделять внимание взглядам и чувствам ребенка, не споря с ним;

Не надо настаивать, чтобы ребенок выслушивал и принимал ваши представления о чем-либо. Важно знать, чем именно занят ваш ребенок. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом. » или «Что ты об этом думаешь?»

3. Способность поставить себя на место ребенка.

Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит.

4. Организация досуга.

Очень важно, когда родители умеют вместе заниматься спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивать с ребенком совместный досуг или вашу совместную деятельность. Для ребенка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством защиты от табака, алкоголя и наркотиков.

5. Знание круга общения.

Очень часто ребенок впервые пробует алкоголь в кругу друзей. Он может испытывать очень сильное давление со стороны друзей и поддаваться чувству единения с толпой. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе и так далее. Кроме того: в этом возрасте весьма велика тяга к разного рода экспериментам. Поэтому важно в этот период – постараться принять участие в организации досуга друзей ребенка.

6. Помните, что ваш ребенок уникален.

Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то, и вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. А это, в свою очередь, заставляет ребенка заниматься более полезными и важными делами, чем употребление ПАВ.

7. Родительский пример . Употребление взрослыми алкоголя и декларируемый запрет на него для детей дает повод к обвинению в неискренности, в «двойной морали».

Употребление, так называемых, «разрешенных» психоактивных веществ открывает дверь детям и для «запрещенных». Нельзя стремиться к идеалу в ребенке, не воспитывая идеал в себе!

Необходимо помнить, что есть обстоятельства, способствующие употреблению алкоголя – факторы риска. Обстоятельства, снижающие риск употребление алкоголя – факторы защиты.

Факторы риска:

 Проблемы с психическим или физическим здоровьем индивида.

 Дети, рожденные и воспитанные родителями алкоголиками.

 Общение с людьми, регулярно употребляющими алкоголь и отсутствие устойчивости к давлению сверстников.

 Личностные качества (низкий интеллект, низкая самооценка, переменчивость настроения, неуверенность в себе, нежелание придерживаться социальных норм, ценностей и поведения и т.д.).

 Раннее начало половой жизни.

 Частые конфликты в семье, низкий уровень доходов в семье.

 Плохая успеваемость в школе, нежелание учиться.

 Проблемы при общении с родственниками, сверстниками.

Факторы защиты:

 Благополучие в семье, сплоченность членов семьи, хорошее воспитание, отсутствие конфликтов в семье.

 Высокий уровень интеллекта, физическое и психическое здоровье, устойчивость к стрессам.

 Хороший уровень достатка, обеспеченность жильем.

 Регулярное медицинское наблюдение.

 Низкий уровень криминализации в населенном пункте.

 Высокая самооценка, способность эффективно решать возникшие проблемы,

устойчивость к давлению, умение контролировать эмоции и свое поведение.

 Соблюдение общественных норм.

Профилактика алкоголизма имеет перед собой цель усилить факторы защиты и по возможности устранить факторы риска.

Источник: http://vfdkr.ru/alkogolizm-u-podrostkov.html

Почему развивается и как проявляется подростковый алкоголизм?

Большой социальной и медицинской проблемой является такое заболевание, как подростковый алкоголизм. Многие дети начинают употреблять спиртные напитки с 13-14 лет. Пристрастие к алкоголю приводит впоследствии к физической и психической зависимости. Симптомы болезни долгое время могут не проявляться, а родители не всегда знают, чем занимаются их дети.

Алкогольная зависимость у подростков

Детский алкоголизм — это состояние, характеризующееся повышенным влечением к спиртному. Более 70% подростков в возрасте до 15 лет хотя бы раз пробовали спиртные напитки. Алкогольная зависимость у подростков развивается намного быстрее, чем у взрослых. Обусловлено это физиологическими причинами. Так как профилактика подросткового алкоголизма практически не проводится, впоследствии такие лица становятся хроническими алкоголиками.

Каждый 10-й подросток, поступающий в психоневрологический диспансер, страдает алкогольной зависимостью. Если дети пьют систематически, то зависимость может развиться уже через 1 год и даже раньше. Точная статистика употребления спиртного детьми отсутствует.

Систематическим считается употребление спиртного не реже 1 раза в неделю на протяжении нескольких месяцев. Детский алкоголизм развивается независимо от вида напитка. Все может начаться с простого пива или коктейлей. Проблема алкоголизма распространена повсеместно. О вреде наркомании и алкоголизма знают все. Пьянство вредит здоровью, снижает успеваемость в школе, мешает полноценной жизни и нередко становится причиной деградации личности.

Почему подростки употребляют спиртное

Мотивы употребления алкоголя подростками бывают разными. Наиболее распространены следующие:

  • плохие отношения с родителями;
  • проведение времени в дурной компании;
  • особенности личности (слабый характер);
  • психопатии;
  • черепно-мозговые травмы;
  • депрессия;
  • проблемы в учебе и личных отношениях;
  • проживание в неблагополучной семье.

Очень часто подростковый алкоголизм формируется в неблагополучных семьях. Плохие взаимоотношения с родителями, наличие в семье алкоголиков, отсутствие внимания со стороны отца и матери — все это может стать толчком к употреблению спиртного ребенком. В семьях, где родители уделяют детям много внимания, понимают их и не обижают, подростки редко имеют подобные проблемы.

Алкоголизм среди молодежи развивается в неполных семьях. Немаловажное значение имеет наследственный фактор. Если отец или мать подростка были зависимы от спиртных напитков, то у такого ребенка имеется высокий риск развития того же заболевания.

Часто дети пьют в компании с друзьями. Выпивка является средством подражать другим и выглядеть сильным. Некоторые приобщаются к спиртному из любопытства. Запрет на употребление алкоголя в семье может стать причиной повышенного интереса к нему подростков. Отрицательную роль в формировании этой склонности играет реклама.

Алкоголизм у подростков развивается не всегда. Все зависит от характера и особенностей личности человека. Чаще всего алкоголиками становятся слабовольные лица. К предрасполагающим факторам относятся психопатии. Это врожденные аномалии развития личности.

Зависимость часто наблюдается у подростков с эпилептоидными личностными расстройствами. Предрасположены к заболеванию замкнутые и отличающиеся демонстративным поведением дети. Если подросток пьет, причиной может быть отсутствие увлечений и монотонный образ жизни. Занятия спортом, посещение различных секций, участие в соревнованиях — все это снижает риск развития алкогольной зависимости.

Как протекает заболевание в подростковом возрасте

Необходимо знать не только мотив губительного пристрастия, но и особенности алкоголизма среди подростков. В большинстве случаев прием спиртного происходит в компании близких друзей. В чужом коллективе такое желание отсутствует. Употребление пива, шампанского, коктейлей и более крепких напитков происходит в ночных клубах, дома у товарищей, во время споров.

Юные люди сами не подозревают, что становятся зависимыми. На ранних стадиях употребления алкоголя несовершеннолетними какие-либо изменения в поведении отсутствуют. Подростки испытывают эйфорию. Наиболее тяжело протекает болезнь, когда развивается физическая зависимость.

Абстинентный синдром в этом возрасте тоже имеет особенности. При нем отсутствует дисфория и нарушение психики, а наблюдаются вегетативные расстройства (артериальная гипотензия, снижение частоты сердечных сокращений). В тяжелых случаях возможны истерические реакции и депрессия. Психоз встречается редко. Длительные запои для подросткового алкоголизма не характерны.

Если подросток пьет, то это приводит к необратимым изменениям нервной системы. Изменение личности бывает 2 видов:

В первом случае наблюдается снижение интеллекта, замкнутость. Такие дети становятся неразговорчивыми.

Аффективно-неустойчивое расстройство личности характеризуется лабильностью настроения, плаксивостью, агрессивностью. Алкоголизм как вид девиантного поведения может стать причиной драк и совершения преступлений.

Вред всему организму

Опытные врачи знают негативное влияние алкоголя на организм подростка, особенности детского алкоголизма. Спирт оказывает следующее воздействие на детей:

  • снижает интеллект;
  • ухудшает память;
  • нарушает обмен углеводов и белков;
  • приводит к гиповитаминозу;
  • вызывает патологию органов пищеварения (гастрит, язву, панкреатит, гепатоз, гепатит, цирроз);
  • негативно влияет на репродуктивную функцию;
  • провоцирует развитие сахарного диабета;
  • способствует развитию депрессии и психоза;
  • нередко становится причиной суицидов.

Влияние алкоголя на детский организм разнообразно. Широкое распространение алкоголизма среди подростков часто приводит к случайным половым контактам, а значит, и к незапланированной беременности, венерическим заболеваниям. Алкоголь приводит к гибели клеток головного мозга.

Употребление спиртного на протяжении нескольких лет приводит к нарушению репродуктивной функции. У девушек возможны необратимые изменения вплоть до развития бесплодия. В будущем у девушек-алкоголиков возможны выкидыши или рождение малышей с пороками развития. Наибольшую опасность представляет сочетание алкоголя с наркотиками и курением.

Изменение личностных качеств приводит к переоценке приоритетов. Некоторые больные подростки не соблюдают норм поведения, совершают преступления. Тысячи детей попадают в колонии для несовершеннолетних. Алкоголизм у детей и подростков является фактором риска развития следующих заболеваний:

  • артериальной гипертензии;
  • ишемической болезни сердца;
  • алкогольного перерождения печени;
  • гепатита;
  • цирроза;
  • рака печени;
  • панкреатита;
  • хронического гастрита;
  • язвенной болезни;
  • холецистита;
  • пиелонефрита;
  • цистита.

Меры борьбы с недугом

Лечение и профилактика детского алкоголизма являются наиболее важными вопросами. Нужно знать не только причины и последствия пагубного пристрастия, но и способы излечения детей. Не всем родителям известно, как уберечь ребенка от нетрезвого образа жизни. Многие лекарства, применяемые при алкоголизме у взрослых, детям противопоказаны.

Лечение предполагает изоляцию ребенка от пьющих друзей и плохой компании, психотерапию, занятия спортом, изменение условий проживания и взаимоотношений. Правильная реабилитация на ранних стадиях приводит к выздоровлению.

Успех зависит и от самого подростка. Отрицание болезни приводит к затруднениям. В тяжелых случаях применяются аверсивные лекарства, вызывающие отвращение к спиртному, и имплантаты. Психологическая помощь может оказываться в реабилитационных центрах. Реабилитация позволяет подростку изменить свое мировоззрение. Профилактика алкоголизма среди подростков должна проводиться в домашних условиях и в школах.

Профилактика алкогольной зависимости включает оказание ребенку должного внимания со стороны родителей, занятия спортом, пропаганду здорового образа жизни в учебных заведениях.

Родители являются примером для сыновей и дочерей, именно они формируют отношение к спиртному как у детей, так и у подростков.

Источник: http://alcogolizmanet.ru/alkogolizm/podrostkovyj-detskij.html

Читайте так же:  Как лечить похмелье быстро
Алкоголизм у детей и подростков
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here